ПЛАН РАБОТЫ
РАЙОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
СПЕЦИАЛЬНЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГРУПП
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности в работе с детьми с ОПФР в условиях специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования»
Цель работы: создание условий для совершенствования профессиональной деятельности учителей-дефектологов, воспитателей, формирования инклюзивной культуры участников образовательного и воспитательного процесса.
Задачи:
1. Совершенствовать уровень профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования и учителей-дефектологов специальных и интегрированных групп, содействовать овладению ими современными подходами в оказании коррекционной помощи дошкольникам с особенностями психофизического развития.
2. Повышать квалификацию педагогических работников, рост их профессионализма, мастерства и творчества.
3. Вести системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры и толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития среди всех участников образовательного процесса.
Заседание 1
Тема: «Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, обеспечивающих получение специального образования в 2023/2024 учебном году»
Цель: повышение правовой компетенции учителей-дефектологов и воспитателей специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в области специального образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования в 2023/2024 учебном году.
Информационное выступление заместителя директора
ЦКРОиР Ошмянского района М.Г.Жданюк
2. Особенности ведения документации учителем-дефектологом и воспитателем специальной и интегрированной групп.
Информационное выступление председателя
учебно-методического объединения И.А.Устинович
3. Планирование работы учебно-методического формирования на 2023/2024 учебный год.
Информационное выступление председателя
учебно-методического объединения И.А.Устинович
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание
Время проведения: 10.00
Дата проведения: 25 августа 2023 года
Место проведения: ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района»
Информационные источники:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
4. Учебные программы и учебные пособия для детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста.
5. Журнал «Спецыяльная адукацыя».
6. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утверждённые заместителем Министра образования Республики Беларусь от 26.08.2016.
Заседание 2
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Цель: актуализация знаний учителей-дефектологов о методах, приемах, технологиях формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Вопросы для обсуждения:
Теоретическая часть
1. Особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Информационное выступление учителя-дефектолога
специальной группы детского сада № 3 г.Ошмяны И.Л.Боярович
2. Приемы, методы и технологии формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Информационное выступление учителя-дефектолога
группы интегрированного обучения и воспитания
Гольшанского детского сада О.В.Гринюк
3. Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Информационное выступление учителя-дефектолога
специальной группы детского сада № 1 г.Ошмяны К.А.Савицкой
4. Презентация игр, игровых пособий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Все учителя-дефектологи специальных и интегрированы групп, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Практическая часть:
1. Просмотр занятия (видеозанятия) по образовательной области «Элементарные математические представления».
2. Анализ и самоанализ занятия.
3. Выработка методических рекомендаций.
Форма проведения: семинар-практикум
Время проведения: 10.00
Дата проведения: 24 октября 2023 года
Место проведения: ГУО «Детский сад № 7 г.Ошмяны»
Использованные источники:
1. Специальные методики дошкольного обучения и воспитания Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. – Ч. 1. – 80 с.
2. Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи (по материалам сайта: https://infourok.ru/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-s-tyazhelimi-narusheniyami-rechi-3467291.html).
3. Чернова, В.И., Тарасов, М.А., Надтока, М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / под общей редакцией В.И.Черновой: Методическое пособие. – Хабаровск, 2003. – 155 с.
Заседание 3
Тема: «Технология визуализации в работе с детьми с особенностями психофизического развития»
Цель: совершенствование ключевых компетенций учителей-дефектологов и воспитателей по использованию технологии визуализации в работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания.
Вопросы для обсуждения:
Теоретическая часть
1. Теоретико-методические особенности технологии визуализации информации: понятие, сущность, функции.
Информационное выступление председателя
учебно-методического объединения И.А.Устинович
2. Использование методов визуализации в работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специальной группы и группы интегрированного обучения и воспитания.
Информационное выступление воспитателя
специальной группы детского сада № 3 г.Ошмяны И.А.Горлукович
3. Средства визуализации учебной информации на современном учебном занятии в специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания.
Информационное выступление учителя-дефектолога
группы интегрированного обучения и воспитания
детского сада № 6 г.Ошмяны О.Р.Дятлович
Информационное выступление воспитателя группы
интегрированного обучения и воспитания
детского сада № 6 г.Ошмяны Л.В.Можейко
Практическая часть:
1. Панорама опыта «Использование технологии визуализации информации на коррекционно-развивающих занятиях для повышения качества коррекционно-педагогической помощи».
Просмотр фрагментов видеозанятий воспитателей специальной и интегрированной группы с использованием технологии визуализации.
Воспитатели ДЦРР г.Ошмяны
(группа интегрированного обучения и воспитания),
воспитатели детского сада № 3 г.Ошмяны
(специальная группа для детей с трудностями в обучении)
2. Анализ и самоанализ занятий.
3. Выработка методических рекомендаций.
Форма проведения: семинар-практикум
Время проведения: 10.00
Дата проведения: 19 декабря 2023 года
Место проведения: ГУО «Детский сад № 3 г.Ошмяны»
Использованные источники:
1. Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций (по материалам сайта: https: // urok.1sept.ru/articles/677901).
2. Использование приемов технологии визуализации в аспекте решения коррекционно-развивающих задач (по материалам сайта: http: // www.school35.tomsk.ru/files/img/file/metodsovet/kopilka3.pdf).
3. Сорока О.Г., Васильева И.Н. Визуализация учебной информации (по материалам сайта: https: // docviewer.yandex.by).
Заседание 4
Тема: «Социальное развитие воспитанников с трудностями в обучении средствами художественной деятельности»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с воспитанниками с трудностями в обучении, в использовании эффективных методов и приёмов работы по социальному развитию детей посредством различных видов художественной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Теоретическая часть
1. Характерные особенности социального развития детей дошкольного возраста с трудностями в обучении.
Информационное выступление воспитателя
группы интегрированного обучения и воспитания
Гравжишковской базовой школы О.З.Высоцкой
2. Эффективные методы и приёмы работы с воспитанниками, имеющими трудности в обучении, при реализации принципа интеграции в решении задач социального развития посредством различных видов художественной деятельности.
Информационное выступление воспитателя
группы интегрированного обучения и воспитания
детского сада № 6 г.Ошмяны Л.Г.Войгеница
Практическая часть:
1. Просмотр интегрированного занятия по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Изобразительное искусство», «Художественная литература».
2. Анализ и самоанализ занятий.
3. Выработка методических рекомендаций.
Форма проведения: семинар-практикум
Время проведения: 10.00
Дата проведения: 19 марта 2024 года
Место проведения: ГУО «ДЦРР г.Ошмяны»
Использованные источники:
1. Кислякова, Ю.Н. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Ю.Н.Кислякова, Н.В.Крюковская, Т.В.Лисовская. – Минск : Народная асвета, 2019. – 158 с.
Председатель УМО И.А.Устинович